Сопровождение высокомотивированных и способных детей в ДОУ

 

 

Сопроваждение развития высокомотивированных и способных детей,

 а также детей с предпосылками одаренности

в МБДОУ "Детский сад №42 "Ярославна"

г. Обнинска 

 

 

"Надо развивать  творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему"

Джанни Радари

 

  

       

Одаренные дети являются национальным достоянием, важнейшим ресурсом современного общества. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач детского сада 21 века.

       Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности.

         У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная  мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

         С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми.

         Одаренный дошкольник – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

 

Виды одаренности в дошкольном возрасте.

Музыкально одаренные дети:

Ребенок имеет музыкальный талант, если:

·      любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;

·      быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно

·      вслушивается в них, легко запоминает;

·      сочиняет мелодии;

·      научился или учится играть на каком-либо музыкальном

·      инструменте;

·      если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в

·      исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

 

Дети с высокими творческими (художественными) способностями:

Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:

·      с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;

·      в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует

·      материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к

·      рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;

·      стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное

·      прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь

·      подобное);

·      серьезно относится к произведениям искусства, становится

·      вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо

·      произведение искусства или пейзаж;

·      не робеет высказать собственное мнение даже о классических

·      произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя

·      вполне разумные доводы.

 

Дети с литературными способностями:

Ребенок имеет литературный талант, если:

·      любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

·      рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

·      выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают

·      эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи

·      своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

·      любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.

 

Дети с артистическими способностями:

Ребенок имеет артистический талант, если:

·      часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства

·      мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции

·      у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

·      меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая

·      человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

·      пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;

·      с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.

 

Дети, имеющие спортивный талант:

·      предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню,

·      соревнования;

·      физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

·      смелы и не боятся синяков и шишек;

·      почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;

·      двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой

·      координацией движений;

·      ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

·      неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким-нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

 

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями:

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности

в общении и лидерстве отличаются:

·      инициативностью;

·      высокими организаторскими способностями;

·      их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они

·      уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.

 

Дети, с выраженными техническими способностями:

У ребенка отмечают технические способности, если он:

·      интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

·      любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

·      сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов»

·      механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе

·      механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;

·      может использовать старые детали для создания новых игрушек,

·      приборов, поделок, находит оригинальные решения;

·      любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

·      интересуется специальной, даже взрослой технической

·      литературой.

 

Дети с признаками специальной умственной одаренности в

определенной области наук и конкретными академическими способностями.

 

     Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие ребёнка таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям.

    В нашем дошкольном учреждении проводится  диагностика одаренности детей в различных сферах. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения и изучения психологических особенностей воспитанников.

 

Стартовым этапом в данном направлении в сентябре-октябре 2013 года являлась работа по выявлению высокомотивированных и способных детей, которая осуществлялась с использованием метода наблюдения, изучения психологических характеристик детей, а также с применением методики экспертных оценок А.А. Лосева и диагностического инструментария, предложенного А.В. Кисловым и Е.Л. Пчёлкиной. На основе данных методов педагогом-психологом были разработаны карты стандартизированного наблюдения, позволяющие выявить и исследовать выраженность тех или иных способностей детей. Так, нами исследовались наличие музыкальных, художественных, артистических, интеллектуальных, литературных и спортивных способностей. Заполнение бланков стандартизированных наблюдений осуществлялось педагогами и специалистами нашего детского сада под руководством старших воспитателей.

     Анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей»)  и анкетирования  родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу  экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные и высокомотивированные дети. Организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

 

По результатам анализа полученных данных нами была выявлена группа высокомотивированных и способных детей разных возрастов, начиная с раннего, заканчивая детьми подготовительных к школе групп. Творческая группа Детского сада «Ярославна», состоящая из специалистов, организующих работу по музыкальному, художественно-эстетическому, театральному и психологическому развитию детей, была ознакомлена с результатами диагностической работы. На их основе на протяжении учебного года осуществлялась работа по сопровождению развития способностей детей, поддержанию высокого уровня мотивации в том или ином виде деятельности.

Работа по сопровождению развития высокомотивированных и способных детей, а также детей с предпосылками одарённости строилась с опорой на «Рабочую концепцию детской одарённости», предложенную доктором педагогических наук Д.Б.Богоявленской, а также учитывала требования ФГОС, согласно которым  усиливается внимание к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства, обеспечивающей будущее экономическое, политическое и социальное развитие России.

Условно по результатам обследования мы выделяем три категории одаренных детей:

·       Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей

·       Дети с признаками специальной одаренности в определенной области детской деятельности - искусства, спорта, музыки, конструирования и др. видах деятельности.

·       Дети,  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях, «маленькие академики»

    С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных и высокомотивированных детей.

       При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

  С целью выявления детских способностей в детском саду также используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности:

- Конкурсы- выставки детского творчества разной тематики;

- Выставки самостоятельных творческих работ детей;

- Музыкальные шоу («Минута Славы», концерты);

- Спортивные соревнования по разным видам спорта;

- Поэтические и литературные гостиные,

- Викторины;

- Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)

- Турниры по шашкам, шахматам и спортивным играм

При выявлении одаренных детей рекомендуется  дифференцировать: 
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; 
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.

 

 

  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»